Как же в норме развивается речь ребенка?
Каждый родитель задается этим вопросом, но не каждый находит на него ответ. Развитие речи ребенка – это не только звукопроизношение, но и словарный запас, умение составлять предложения, выражаться грамматически правильно (например, при согласовании слов или при употреблении местоимений и глаголов прошедшего времени) и т.д. Посмотрим же, что и как должен говорить ребенок в каждом возрасте.
Что может затруднять развитие речи?
Речь – это сложный психический процесс. На пути ее формирования много препятствий социального характера, но бывают и органические нарушения речи:
I. Органические нарушения речи связаны с центральным (кора больших полушарий) или периферическим (органы, необходимые для воспроизведения речи) отделами речевого анализатора.
Причины таких нарушений могут быть следующие:
1. Внутриутробная аномалия может возникнуть в результате патологии плаценты, грозы выкидыша, токсикоза, заболеваний матери (например, сахарный диабет) и многие другие.
- Инфекционные заболевания матери во время беременности (например, токсоплазмоз, краснуха, герпес).
- Резус-конфликт матери и ребенка.
- Недоношенность (менее 38 недель), переношенность (более 40 недель).
- Курение (как активное, так и пассивное). Будущим мамам следует помнить, что при ее курении клетки мозга ребенка находятся в постоянном кислородном голодании. Таким образом, это может привести к более глубоким нарушениям.
- Употребление алкоголя и наркотических веществ.
- Прием лекарственных препаратов, запрещенных для приема во время беременности (например, антибиотики ототоксического действия в настоящее время категорически запрещены). Но следует перед применением любого лекарства проконсультироваться с врачом.
- Вредные условия труда (например, повышенные физические нагрузки).
- Стресс.
2. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии (например, неправильная форма прикуса).
3. Тяжелые роды и их последствия (асфиксия ребенка во время родов из слишком.
4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни (например, нейроинфекции, травмы и ушибы головного мозга).
II. Неблагоприятные социально-бытовые условия:
1. Соматическая ослабленность (дети часто и долго болеют).
2. Невнимание к речевому развитию детей в раннем возрасте (например, неправильные варианты произношения некоторых звуков).
3. Двуязычие в семье (как правило, в семьях эмигрантов).
4. Стресс или сильный испуг.
5. «Сюсюканье» с детьми в возрасте 1 года и старше.
Когда идти на консультацию к логопеду?
- Речь ребенка отстает от нормативных показателей (звукопроизношение, грамматика, словарный запас).
- Речевые нарушения носят устойчивый характер.
- Речевые нарушения задерживают дальнейшее психическое развитие.
- Заикание.
Хотелось бы отметить, что многие родители обращаются к логопеду только с проблемой произношения определенных звуков (как правило, [л] и [р]), пренебрегая другими сторонами речи (лексико-грамматическая и синтаксическая). Но в арсенале специалиста существует огромное количество игр и упражнений для развития речи в целом.
Автор статьи: Войцехович Елена Михайловна